После подъема
на стену, буханка ушла вперед, а остальные ждали друг друга здесь же, на пологом
участке. Потом решили ехать по возможности вперед. Я на заблокированном переднем
мосту буквально влетел в этот подъем, всего пару ступеней пролебедившись. Правда, по пути потерял половину содержимого
багажника. Жека, мой штурман, весь подъем пробежал бегом, по пути еще и подобрав кучу барахла, потерянного мною.
Жека забежал наверх с баулами и даже не запыхался
На вершине мы
встали на более пологом участке, поскольку после перевала по рации связываться с
теми, кто поднимается со стены, невозможно, гора глушит радиоволны. В рации было
слышно, что остальная часть колонны с большим трудом преодолевает этот подъем.
Еще бы, ведь он точная копия того спуска, на котором перед «стеной» мы хапнули
адреналина. Я несколько раз спросил, надо ли спуститься и помочь остальным, на
что нам ответили, чтобы мы доехали до буханки и отправили их вперед.
Остальные этот подъем до темноты штурмовали
Мы сели в
машину и поехали по перевалу, а потом и на спуск. После границы леса, нашли
перед ручьем небольшую стоянку, где остановились квадрики с эндурами, и принимал водные процедуры экипаж буханки.
Времени было полдесятого, поэтому понятно было, что
ехать дальше в подъем после ручья смысла нет, поскольку, пока все остальные
доедут сюда, уже стемнеет. Через минут сорок подошли пешком пассажиры Танкиста.
Посетовали, что я их не подождал наверху, хотя эти зеленые человечки на фоне
леса в сумерках незаметны и мне они не кричали, чтоб я их дождался.
У буханководов водные процедуры )))
Холодно там было и сыро…
А еще через
час-полтора, уже в темноте подъехали и все остальные экспедиционеры. Их ждал костер, потому что ночами в таких
лесах было почему-то очень холодно. Вечером у нашего экипажа на ужин было рыбное
блюдо из макарон и кильки в томате, которые вкупе с костром и водкой хорошо
пошло после «стены». Кто-то из присутствующих, по-моему, Сталкер, предположил, что Шевген –
это от имени-фамилиии Шевченко Геннадий (хотя на самом
деле Шахов Евгений). Танкист меня до сих пор так называет.
06.08.13
Наутро в этом
же самом лесу было уже так жарко, что долго спать не вышло. Хотя, с утра все
были какие-то помятые. А еще с вечера было замечено, какие здесь растут кривые
березы, и что никаких кровососов в этом странном лесу нет. Зато я сумел помыться
немного в ручье, там обнаружилось что-то типа купальни. Холодно, правда, но
выбирать не приходилось. Там в этом плане любой ручей в радость. Пока я мылся в
ручье, мимо нас проехала команда из Нижнего Тагила на нескольких машинах.
Какая-то аномалия… Березы все кривые, насекомых нет, днем жарко
неимоверно, ночью мороз…
И роса такая крупная, что не верится…
Пока все
собирались, кто-то, кажется, Жека, обнаружил письмо на дереве, адресованное мне
и нашей группе. Забавно. Послание оставила команда с форума land-cruiser.ru,
которая была в курсе о нашей экспедиции. Мы вместе в 2011 году ездили в Магадан,
так что они решили оставить нам привет.
Письмо-привет нам на дереве от команды land-cruiser.ru.
Месяц нас там ждало )))
Текст письма
Так как до
коляновского УАЗа оставалось совсем немного, буханка
выехала раньше всех, чтобы доставить его туда для ремонта.
УАЗ050 усвистали опять вперед…
Остальные же
выехали по времени опять после обеда, хотя у нас под это дело уже была подведена
теория, что как только мы выезжаем утром, то или весь день чинимся или по
очереди ломаемся. Перед выездом немного проверили автомобили. Двенадцатый прошприцевал карданы и, с помощью лебедки Танкиста, выправил
защиту крыльев, которой досталось в лесу. Еще
Двенадцатый с Лешим занялись установкой пассажирской двери Андрюхиного УАЗа на место. Пришлось высверливать заломыши штыря из дверных петель и на их место ставить
длинные болты с гайкой. В общем, теперь Леший поехал со всеми дверями, без риска
потерять на ходу кинооператора Кузьму.
Очередной мелкий ремонт перед выездом…
Как только
поднялись на крутой подъем из ручья, точную копию предыдущих двух склонов, и как
стали удаляться от Отортена, так и ехать стало как-то
проще. Все бугры пошли пологие и без больших грязевых и болотистых участков.
Просто в гору Сталкер иногда цеплял Француза и тянул в
особо засадных местах.
На очередной вершине…
Фотка-загадка. Найди дядю Федора на снимке
)))
По пути
встретили домик манси, около которого на вешалах
вялилась нарезанная полосками оленина, и сушилась оленья шкура. Двенадцатый
хотел купить у них мяса, но ему отказали.
Марина у избушки манси. Видно как на вешалах вялится оленье мясо…
…и сушится оленья шкура
После перевала
через один из затяжных подъемов мы обнаружили огромную насыпь из курумника, очень сильно смахивающую на кучу щебня, которую
высыпал какой-то самосвал. Только самосвал должен быть размером с какой-нибудь
огромный авианосец. Причем каждый камешек этой щебенки был размером примерно с
УАЗик, а вся куча высотой этажей в пять. Сразу стало
очевидно, что это был инопланетный щебень либо отработанное топливо из реактора
космолета. Ну не знаю, нам лично это было очевидно
)))
«Космическая щебенка» )))
Второй сарай, уже используемый туристами, попался на одном из
склонов гор, в котором обнаружилась печка, много наклеек и надписей, а также
немного дров и продуктов. Там еще была забавная надпись
«Сарай сараем не топить!»))) На подъеме после сарая обнаружился
оставленный кем-то российский флаг. Видимо тоже решили, что без флага ехать
будет проще.
Еще одна избенка, для туристов
Тут тоже медведь возмущается. Только что-то подписаться
постеснялся )))
Перевалив и
через эту гору, на вершине следующей увидели буханку и УАЗ Коляна, сразу же установили и радиоконтакт с ними. Подъехав
туда, выяснили, что Коля почти все сделал, он при нас завел УАЗ. Все было
нормально. Дожидаться, пока он соберет машину, мы не стали, поехали дальше.
После следующего подъема дорога спустилась в долину розовую от иван-чая. Зрелище
конечно завораживающее. После фотосессии поехали дальше.
Колян уже дособирает УАЗ
Устанавливается новая шестерня ГРМ, беленькая еще, новая
Иван-чайное поле…
На следующем
подъеме обнаружилась импровизированная стела «Европа-Азия», оставленная там
группой ландкрузероводов. Оттуда мы в первый раз
увидели сами Пупы в 30
километрах. В бинокль видно было вообще отлично.
Вот и Колян обрел своего коня
Экипаж УАЗ050 у стелы «Европа-Азия»
Там же на этом
бугре услышали в рации тагильцев. Они проехали лес
после стелы и встали за ним. По пути они в лесу как-то умудрились опрокинуть на
бок Хайлакс на 36 колесах. Но вроде бы обошлось без
больших проблем. Этот же самый лес ждал и нас.
При спуске
поначалу все выглядело нормально. Не лес, а лесок, грязи почти нет, корни и
кусты. Но потом дорога пошла вдоль склона и ее стали
пересекать ручьи. А там, где текут ручьи со склона, обычно растут деревья,
которые задерживают почву. То есть в таких местах обязательно будут
труднопроходимые грязевые колеи. Так что вечер перестал быть томным. Колонна
здесь сильно замедлилась, и нас догнали буханка с коляновским УАЗом, а в одном месте и обогнали.
Красиво там…
Вечерний Урал…
Пришлось в этом
лесу полебедиться хорошенько. Некоторые пару засадных
мест объехали по верху, по курумнику, но большинство
ехали по грязевым колеям. Проехали место, где тагильцы
перевернули Хайлика. Там глубокая колея идет с креном
и в одном месте с той стороны, которая выше, лежит большой камень, которого не
видно в жидкой чаче. И если ехать быстро, пытаясь пройти колею ходом, то вполне
можно кувыркнуться. В Интернете, кстати, имеется несколько фотографий этого
места с опрокинутыми на бок джипами.
Сначала лес был такой…
А потом стал такой )))
В одном
месте Двенадцатый своим топором перерубил мешающую
проезду березу.
По рации тагильцы сказали, что они встали лагерем на выезде из этого
леса. Ближе к темноте туда доехали и мы. Встали на ночлег на более-менее ровном
месте без комаров.
07.08.13
Утром к стоянке
со стороны Пупов подъехала МТЛБ. Там находились какие-то непонятные люди.
Сказали, что едут откуда-то с Нягани. Насколько я
понял, это были золотари. Многие ругают джиперов за
то, что мы портим природу и нарушаем первозданность тундры. Но по сравнению с
нашими двумя аккуратными полосками помятой травы в колее, то, что оставляет
после себя маталыга – верх вандализма. Она роет тундру
так, что смотреть жалко. А когда мы ехали обратно и видели то, что оставила
после себя в лесу эта машина, то возмущались точно так же, как и любители живой
природы в интернетах, которые ругают нас. Наверное,
больше сотни поваленных деревьев. Причем деревья серьезные.
МТЛБ золотарей
И мастодонтам бывает тяжело в грязи…
Выехали опять
после обеда. Впереди лежал еще один такой же грязевой лес, после которого
больших проблем быть не должно было. Сразу же и спустились в него. И опять
лебедки, тросы, ручьи, говнолин. В одном месте колея
упиралась в высокий корень. Все проехали там на
лебедках, последним шел Француз. Решили его перетащить через корень двумя
лебедками. Двенадцатый залез на березу, зацепил вверху корозащитку и к ней французскую лебедку, которой он
подтягивался вверх. Моей лебедкой тянули его вперед. Так, почти не напрягая
трансмиссию, и перетащили его.
Видите на дереве зеленого человечка?
Вот, он зацепил французскую лебедку вверху, чтобы тянуть сурфа вверх, в это время я тянул своей лебедой его
вперед
Двенадцатый
решил «поиграть в шахматы» то есть не переть напролом,
а объехать грязь по верху. Я тоже за ним туда поехал зачем-то, ну и дообъезжался до того, что опять порвал передний мост. Я там
встрял между двумя березами так, что даже на лебедке протянуться и не загнуть
всю левую сторону никак не получалось. На курумнике с
вывернутыми колесами и заблокированными обоими хабами
резко попытался тронуться назад в горку. В общем, в очень неудобном месте
остался я без передка. Мало того, опять там спереди что-то заклинило и выезжать
на более ровное место пришлось на лебедке и на повышенной передаче (чтобы раздатка не крутила заклинивший передок). Там я снял
передний кардан и разлочил хабы. Дальше пришлось передвигаться на лямке или в особенно
узких местах или на крутых подъемах – на лебедке.
Двенадцатый поехал в объезд по верху
Я сунулся за ним и опять порвал передок
В одном узком
месте Двенадцатый дернул меня так, что я не успел
сманеврировать и налетел на дерево левой стороной машины. Вырвал там штекер
лебедки (он у меня включался на стойке лобового стекла около капота). Дальше
лебедили меня при помощи женской заколки для волос, ею
замыкали нужные контакты и лебедка крутила в соответствующую сторону. Штурман в
это время шел рядом с машиной и держал в руке эту самую заколку прижатую к контактам. Хорошо, что пульт лебедки имел
всего три провода, разобраться в которых было легко. Еще в одном месте, двигаясь
на лямке, между двумя березами, я оторвал шноркель и правое зеркало и они на
некоторое время переехали в салон машины. Так что имейте в виду, женская шпилька
– неотъемлемый атрибут в ЗИПе.
Сломанный штеккер
пульта лебедки…
А в это время остальные ждут нас… И плачут и скучают )))
И думают, как же там Шевченко Геннадий и Двенадцатый )))
Остальные уже
выехали из леса и ждали только нас с Двенадцатым. Так
как выехали поздно, и в грязи провозились долго, то уже вечерело. Они там даже
небольшую вечеринку устроить умудрились. До истока Печоры оставалось не очень
много. Мы подъехали и дальше все опять пошли колонной. После были пологие
подъемы и спуски и курумник. Ехали потихоньку. Когда
стемнело, проехали скопление табличек, приготовленных для границы заповедника.
Так как колея вела дальше, решили ехать до самого конца. Наверху вставать было
холодно. На одной вершине с нами по рации опять связались тагильцы, сказали, что осталось только проехать по лесу и
все. И почти сразу же на этой вершине у Француза отвалилось переднее левое
колесо. Он принял решение остаться ночевать прямо тут, чтобы с утра чиниться.
Сказал, что, скорее всего, открутилась контрактная шаровая, какая-то она не
такая как родная и из-за этого постоянно откручивалась. Я оставил ему хайджек, так как свой он где-то погнул. Подошел Двенадцатый. Под балку переднего моста для страховки
подложили камней, чтобы Француз с сыном не спали в машине, висящей только на
джеке. С кучей камней под балкой оно как-то надежнее,
ведь машина высокая с сильной парусностью, а ветер на вершине свистел такой, что
с ног валил.
Камень окаянный, опять мне колесо порвал
Все остальные
поехали дальше. И тут же, метров через 300 на этом же курумнике Двенадцатый снова
распорол колесо. Ширина пореза была такая, что ладонь безо всякого сопротивления
входила внутрь покрышки. Пока ставили запаску, оказалось, что у Лешего опять
перетек бензин от топливозаборника, и он заглох. Они
вместе с Танкистом остались заправляться, а мы начали въезжать в лес. И сразу же
и я распорол свое колесо об камень, стоящий чуть сбоку от колеи. Переставил
запаску. Двенадцатый отбил кувалдой острый угол от камня, что б больше ни кто из
идущих сзади об него не «порезался». Тут нас как раз догнали Леший и Танкист.
Буханка, Колян и Сталкер
ушли вниз в лес. Рация до них почему-то не добивала.
Дорога по этому
лесу оказалась очень узкой и извилистой. Я ехал следом за
Двенадцатым, он меня поддергивал иногда, когда я на своем заднем приводе
упирался в корень или шлифовал в грязи. Он частенько сдавал назад, чтобы
вписаться в крутой поворот или пролезть между близкорастущими деревьями. Часто машины буквально
протискивались между стволов вековых деревьев, притираясь к ним то силовыми подножками, то бочинами кузовов, то упираясь экспедиционными багажниками
при сильных кренах, отчего машины измазались липкой смолой. Сзади было слышно,
как тяжко дается эта колея для УАЗов, в которых нет ГУРа и которым тяжело маневрировать. Из-за этого в одном
месте Танкист въехал своим силовиком прямо в дерево и погнул бампер. В рации
стали раздаваться недовольные реплики идущих позади экипажей, якобы «мы идем не
правильной дорогой, ведущие ошиблись и это дорога квадриков», такая она была узкая и извилистая. Но на экране
тачбука стрелка шла четко по треку, навигационное
оборудование работало исправно и ошибки не было.
Подобные повреждения бывают у невнимательных пилотов на узкой
дорожке в лесу…
У меня еще
после первых бродов из-за воды в фаре лопнула лампочка, которую я так и не
поменял, а тут и во второй перегорел ближний свет. Так что приходилось ехать
чуть ли не на ощупь, на одной фаре с дальним светом. При маневрах дороги не было
видно вообще. Как всегда, ситуацию выправлял мой штурман, который весь этот лес
пробежал впереди Тагера указывая направление и
зацепляя-отцепляя буксировочную веревку к фаркопу Двенадцатого. Так, в полной темноте мы и подъехали к
финишной стоянке у истока Печеры, где уже отдыхали тагильцы, много пешиков и наш
авангард. Крузак Сталкера
стоял с оторваными расширителями колесных арок,
помятыми углами кузова и появившимися мелкими вмятинами, буханка тоже была
изрядно пожамканная. В общем, ночь есть ночь, кто-то
режет в темноте колеса, кто-то мнет кузов, кто-то гнет бампера, но мы перли к
цели, не смотря ни на что, и остановить нас было
невозможно.
Долго решали
вопрос, как назавтра поступить, ехать за Французом или идти пешком. Жека
предложил свою кандидатуру на то, чтобы отнести Анатолию все болты, которые у
нас были, поскольку не было известно, все ли у него есть, а рация туда не
доставала, да и антенна у него была так себе. На Пупы решили идти после того,
как дождемся Француза.