Предыдущая часть здесь
01.09.15
День ПХД.
Двенадцатый с самого утра взялся за тормозные колодки на своем авто. Почистил от грязи все мосты, поменял передние колодки, разобрал задние барабаны, почистил от глины задние тормозные механизмы, задние колодки решил поменять в Усть-Илимске…
Двенадцатый весь в работе
Когда в прошлый раз я заново заделал трос на барабан лебедки, пришлось переставлять кронштейн крепления конца трос на другое отверстие в барабане. В итоге выяснилось, что в процессе эксплуатации лебедки, пластинка потерялась и надо что-то придумывать с заделкой троса. Мы решили, что надо снять барабан и приварить прямо на него петлю-проушину из стальной проволоки. Этим я и занялся, проушину изготовили из 2 отрезков 6-мм вязальной проволоки, которая у нас была с собой. Я ее приварил к барабану, тщательно все зачистил, чтобы не рвать синтетику. После этого заделка оборванного троса на барабан стала производиться в течении 5-10 минут.
Сварочник и болгарка самые обычные на 220В
Инвертор на 3кВт
Результат работы: приваренное ухо для заделки
К сожалению, в процессе я случайно положил пульт от лебедки на двигатель и забыл про него, а потом запустил двигатель и провод от пульта намотало на вентилятор и оборвало провод. Двигатель я выключил сразу, но от пульта остались рожки да ножки. Хорошо, что перед поездкой, я запараллелил пульт с кнопкой подъема-опускания штатной антенны и после пользовался этими кнопками.
После работ с лебедкой я тоже почистил то грязи мосты и проверил передние колодки. Передние почти не стерлись, и я решил поменять все колодки по кругу в Усть-Илимске.
Пока мы с Двенадцатым ковырялись в машинах, Танкист переложил продукты так, чтобы их было удобнее доставать на вечерних привалах.
Танкист тоже делом занят. Ему нужно отдыхать, набираться сил.
К вечеру мы закончили с ремонтом и готовы были с утра ехать назад.
02.09.15
Собрав с утра после завтрака вещи, мы выдвинулись в обратный путь. Решили не искушать судьбу и ехать обратно на Усть-Илимск, а не в Кежму.
Фото на прощание
С утра было опять жарко, так что на болотах нам снова было несладко. На одном из бродов ручей имел топкое и узкое русло с крутыми берегами, поэтому по пути в Ванавару, мы переезжали его на лебедках по тракам, которые погрузились в жижу на метр, и мы их кое-как выковыряли из глины. А тут мы решили поискать объезд. Но везде было все то же самое: до ручья кочкарник по кустам проезжается нормально, а русло метра полтора-два шириной и глубокое и деревья далеко.
Двенадцатый нашел траекторию и опять «прополз по-быстрому» отлебедившись всего раз. Пока Танкист штурманил Жеке, я, не разведав дорогу, поехал наугад по кустам и даже не доехав до ручья залип. Как потом оказалось, там когда-то росло большое дерево, которое спилили, и оно поросло мхом и карликовой березкой. Я задним мостом сел на это бревно, лежащее вдоль движения, а передним бампером уперся в пень от дерева. Ну и, до кучи, там еще небольшое бревнышко залезло мне между задним мостом и рамой и уперлось в заднюю поперечину рамы, короче я попал в капкан. В итоге я распилил и убрал маленькое бревнышко, потом порвал трос лебедки, потом мы подпилили пень, потом я порвал удлинитель троса, потом мы напилили бревнышек под хай-джэк и поддомкратили машину и подложили под два колеса траки. Короче просидел я в этом капкане часа полтора или два. И только когда сзади зацепили за дерево блок, Двенадцатый развернулся, размотал все удлинители, лебедкой через блок он оттащил меня назад, я съехал с этого злополучного бревна. Пошел вперед по следам Двенадцатого и смог проехать эту засаду чуть левее его колеи вообще без лебедки и траков, в очередной раз убедившись, что все засады надо сначала проходить и смотреть, и не лениться.
По фото ничего не понятно, но здесь я порвал трос и удлинитель
Дальше дорога пошла вдоль гривы по протекающему под ней ручью. Двенадцатый шел первым и там были две длинные лужи, которые по пути в Ванавару были взяты ходом. А тут, то ли колеса были больше накачаны, толи лишние 100 литров соляры не дали ему пройти первую лужу и пришлось разматывать лебедку. Но так получилось, что в какой-то момент лебедка перестала мотать. Сначала подумали, что рычаг переключения мехлебедки с нейтрали в положение намотки Танкист недовключил и в редукторе срезало зубья червячной передачи, но все оказалось менее трагично. Умерла шпонка, точнее, дюбель, использующийся вместо предохранительной шпонки в месте соединения кардана и редуктора лебедки. Тот самый суперпрочный дюбель, который никогда не ломался. Ломало барабан, рвало трос, но дюбель оставался целым, а тут такая оказия. В общем, я смог объехать крузака, взяв еще ближе к гриве (там в ручье была еще одна колея, глубокая, но с каменистым дном). Пока я ехал вперед и разворачивался, Танкист спилил дерево, за которое был зацеплен и натянут трос сломанной лебедки, и после этого я выдернул Двенадцатого из засады.
Дальше мы поехали осторожнее, потому что без лебедки проходить препятствия там было затруднительно. Хорошо, что шли мы здесь совсем недавно и каждую засаду помнили «в лицо», поэтому траекторию движения выбирали безошибочно и лебедка нам так и не пригодилась. Даже в том самом болоте, неподалеку от Подкаменной Тунгуски, где Двенадцатый порвал трос, нам удалось взять выше и пройти ходом, не провалившись. А на самом выходе к реке, Двенадцатому удалось подстрелить глухаря и на ужин нас ждал шулюм.
Нога его беспокоила все меньше, он даже перестал ходить босяком по лужам, но на ночь мазью из аптечки мазал регулярно.
За день проехали 23 км.
03.09.15
Утро как обычно нас встретило солнцем и теплом.
Я с утра заделал порванный на бревне трос, который стал еще короче, а Двенадцатый установил новую шпонку, точнее э, правильно – новый дюбель!
Фото с клубным флагом
Фото для спонсора
Традиционные фото с собачками
Традиционные фото с собачками
Мы сделали несколько фотографий на берегу Тунгуски и двинулись дальше. Те самые 800 метров, которые мы в прошлый раз проскочили, на этот раз дались нам труднее, ехали мы их 3 часа. Опять же предполагаю, что из-за «лишних» 100 л топлива, запасов воды и провианта на обратную дорогу и, возможно, не до конца выпустили воздух из колес. В этот раз мох подрывался и не держал машины, бревна лезли в подвеску, чего в прошлый раз мы как-то избежали. Жека оборвал передний тормозной шланг и засадил бревно в переднюю подвеску так, что оно вылезло под задней дверью и что бы его вытащить его пришлось и пилить, и рубить. Другое дерево, торчавшее на встречу, залезло между кенгурином и левым крылом. Итог помятое крыло и раздавленный левый габаритный фонарь. Потом пришлось машину поднимать на траки и лебедкой подтаскивать к моему крузеру.
Видно бревнышко, залезшее в переднюю подвеску
Оборванный тормозной шланг
Потом настала моя очередь застрять на пне, и я там порвал еще 3 метра своего троса. Но на заделку троса с новой скобой на барабане я стал тратить мало времени. Еще у меня перестало сдуваться правое заднее колесо, видимо ниппель уперся во внутренний бедлок, так что во всех колесах у меня давление было разное, учитывая то, что левое заднее наоборот все время травило по соску, поэтому в нем я давление сильно не снижал.
Это вот такой хороший объезд очередного брода мы нашли J
На ночлег мы встали там же, где и в прошлый раз, между двумя бродами, где в прошлый раз была дневка и «Синяя нога» с лепешками.
На обратном пути мы каждый вечер стали жечь костер и стало как-то комфортнее в темноте. J
А еще я, как и в прошлый раз, в этом месте постоянно слышал какое-то гудение, природа которого так и осталась неизвестна.
Проехали 19 км.
04.09.15
С утра Двенадцатый чинил свой тормозной шланг, потом они с Танкистом прокачивали тормоза. Я просверлил вставку в правый задний диск через сосок, но длины сверла было мало, и колесо всю оставшуюся дорогу сдувалось и качалось плохо.
Старая гать, которую в прошлый раз отыскал Танкист
Выехали после обеда. Ехать становилось проще. Старую гать, обнаруженную в прошлый раз Танкистом, прошли легко, хотя машины все же немного валились на раскачивающемся болоте. Двенадцатый с Верным поохотились, добыли две птички, так что шулюм был особенно наваристым и собачкам досталось много вкуснятины при разделке птицы.
Ночевали в том самом сарае, где в прошлый раз Танкист и Двенадцатый воевали с осами.
Парни голодные J
За день прошли 23 км.
05.09.15
Наутро все вокруг оказалось затянуто дымом. Откуда его принесло было непонятно, но в лесу поднялся ветер, возможно, дым принесло издалека.
Только сейчас мы почувствовали наступление осени. Вроде бы мы в Эвенкии, вроде бы одна и та же параллель, что и в Нижневартовске, но здесь лето задержалось. Дома уже месяц шли дожди, и температура не поднималась выше +5..+10°С.
Наш зимник шел по хвойному лесу, но по бокам была густая березовая поросль и было видно издалека, где проходит зимник, потому что березы были все уже желтые, хотя неделю назад этого не было.
С утра выяснилось, что у меня разбило втулку заднего стабилизатора и мы заменили ее на кусок шланга из ЗИПа.
Танкист нашел топор
Торжественное вручение топора человеку-топору
От сарая до поворота на зимник на буфер доехали к вечеру. Как раз примерно там и вышли из полосы дыма. Прошли последний брод перед поворотом. Забрали там топор Двенадцатого, которому он был безмерно рад. Мы решили ехать до того самого затяжного 3-километрового болота еще 40 км, потому что на памяти было, что от этого поворота до болота больших и серьезных засад вроде не было, небольшие болотинки и лужи не в счет. Так и вышло, шли хорошим темпом, но до затяжного болота все-таки не дошли. Приблизились к 150-му километру мы уже ближе к темноте. Хотели встать на прогале на дороге, но ветер в этот день был очень сильный и мы побоялись, что на машины может упасть сухостой. В этот день на дороге было очень много упавших деревьев, которые к счастью все были распилены парнями из ТМ-ки.
По пути повстречали огромного лося. Мы с Танкистом, как обычно ехали сзади и на фоне этого лося машина Двенадцатого нам показалась маленькой пузотеркой. Просто какой-то слон с рогами. К сожалению, сфотать его мы не успели, пробежав перед нами дорогу наискосок, сохатый скрылся в лесной чаще, проделав в ней небольшую просеку своими лопатами-рогами. Очень надеялись, что на видеорегистраторе его хорошо будет видно, но как назло, на лобовом стекле прилип кусок глины в виде кляксы, как раз перед объективом регистратора. Эх-х…
Застревали и на обратном пути
Обычное дело…
В общем, я вспомнил, что после болота в сторону Ванавары я видел сарай около дороги. Мы поехали еще вперед и нашли тот сарай, в котором и заночевали.
Еще один сарай, ночевали в нем
Судя по количеству этих колес на зимнике, натрахались с ними парни, пока на «газелях» ездили
За день прошли 80 км.
06.09.15
Сегодня мы должны были штурмовать затяжное болото, на которое по дороге в Ванавару у нас ушло 3 дня.
В этот раз, после всего, что у нас было за последние дни, болото далось нам намного легче. Мы прошли его всего за 4-5 часов. Так как я всегда ехал вторым, видя, как и где ехал Двенадцатый и следуя указаниям Танкиста, я всего один раз размотал лебедку за все 3 км этой трясины, показавшейся нам две недели назад почти непроходимой.
Тянемся через болото
Забрали посреди болота нашу закладку (мусор, пустые газовые баллоны, поврежденные канистры из-под топлива) звери ее не тронули.
Еще одна гать
Дальше дорога обещала быть намного легче. Мы ехали до начала сумерек. Встали на ночлег на старом вырубе. Там Танкист обнаружил подземный ангар. В земле выкопана длинная траншея шириной метров 5, глубиной метра 3 и укрыта сверху огромными бревнами и засыпана землей. Мы решили, что ангар использовался или для отстоя, или для ремонта техники в поле, во время зимнего вывоза леса.
Вот такой ангар на вырубе
Двенадцатый телепортируется в параллельное измерение.
На обратном пути Двенадцатый и Верный вовсю разошлись, пес исправно продолжал поднимать дичь под выстрел, так что у нас опять на ужин был шулюм.
07.09.15
На утро не хотелось уезжать. Все понимали, что это скорее всего последний день в тайге. Тем не менее, собрались и в 11 выехали.
Последний наш лагерь в лесу
Решили не заезжать на зимовье к Александру, а ехать напрямую в Усть-Илимск. К буферу подъехали в 6 вечера. Покушали в столовой. На буфере обнаружился наш «Витязь». Парни обошли нас, когда мы на берегу Тунгуски ночевали, они где-то стороной прошли. А мы все не могли найти вездеход в 70 км от Ванавары. Видимо, сломались они намного ближе.
Подъезжаем к буферу
За буфером встали около речки. Из ведра помыли стекла, зеркала и фары. На асфальт выехали уже в темноте. У меня в фарах стояла болотная вода и они светили очень плохо. Ехал в темноте на ощупь. Пришлось остановиться, снять фары, вымакнуть из них воду и торф туалетной бумагой и заменить лампочки. Ехать стало приятнее, но начавшийся дождь не позволял держать высокую скорость.
В Усть-Илимск въехали ближе к полуночи. Кое-как сняли квартиру. Никто не хотел заморачиваться с гостями города ночью. На съемной квартире выпили пивка и угомонились.
08.09.15-20.09.15
На этом наша экспедиция почти закончилась. В съемной квартире мы прожили двое суток, помылись, побрились, постирались и т.д.
На следующий день помыли машины. На мойке провели 5 часов. Мойщик замучался отмывать наши комки грязи. За мойку кузова, двигателя, подвески и уборку салона с нас взяли по 1200 рублей с машины. Мы посчитали что это совсем недорого, если учесть то, в каком состоянии были наши крузаки и то, что на две наши машины мойщик потратил больше половины рабочего дня.
Вот такие «чистые» были внутри.
Такая «чистота» была под капотом, про кузова, а тем более подвеску и говорить не приходится.
На следующий день с утра до самой ночи обслуживали машины перед асфальтовым перегоном. Прошприцевали карданы, почистили тормозные механизмы и заменили изношенные колодки, Двенадцатый поменял ремни генератора-помпы. Ночевали на берегу Ангары в машинах. Утром выехали из Усть-Илимска, сразу же за городом начались подъемы и у Двенадцатого стал греться двигатель. Мы съехали с дороги, и очень быстро установили причину - вискомуфта умерла. Ее располовинили, вложили внутрь резиновый «блин», вырезанный из автомобильной камеры и собрали обратно. Таким образом застопорили вискомуфту, чтобы вентилятор крутился принудительно. Поехали дальше, больше мотор не грелся. По пути в Братск у Двенадцатого на асфальте спустило заднее колесо. Оказалось, что из-за неправильного размера вставки в колесо (шире чем нужно), не выдержал и лопнул обод диска, возможно и «встречи» с пнями и бревнами на плющеных шинах сказались. Поставил 37” запаску, поехали дальше. Потом начал греться уже мой движок. В Братске я поменял воду в системе охлаждения.
Вот такая оказия случилась с одним колесом
А надо-то всего лишь внутренний бэдлок делать в размер, тогда он не будет так диск распирать
Но на следующий день двигатель грелся постоянно. В итоге, мы доехали до Нижнеудинска и сразу за ним встали на какой-то речке. Сняли мне радиатор, промыли соты от глины поставив радиатор поперек течения. Промыли систему много-много раз заливая-сливая воду, пока не перестала сливаться рыжая охра и не пошла прозрачная вода. После этого вентилятор стал хорошо протягивать воздух через радиатор и проблем с перегревом у меня больше не было.
Так мы доехали до Мариинска, где Танкист пересел к Двенадцатому, и они поехали в Каргасок на паром до Стрежевого. По пути они заехали в Томск к Денису, «доложили» о наших успехах, попили чаю, пообщались и двинули дальше.
Переправившись на пароме, по дороге из Стрежевого в Нижневартовск (70 км) у Двенадцатого порвало обод на втором заднем колесе, когда до дома оставалось километров 30. Все же внутренний бэдлок нужно делать в размер! Пришлось ждать парней из нашего клуба. Они очень оперативно привезли ему 35” колесо, какое нашли собранное в клубном боксе. И он уже на двух 38”-х, на 37”-м и 35”-м колесах доехал домой.
А я из Мариинска отправился своим ходом через Омск, где я гостил у родственников неделю и к 20 сентября без приключений тоже добрался домой. Финиш.
Благодарности
В первую очередь обязательно хотелось бы поблагодарить наших жен, Половинкину Марину, Дроздову Марину и Шахову Наталью, этих героических женщин, которые каждый раз поддерживают нас в подобных авантюрах. Волнуются и радуются за нас иногда даже больше, чем мы сами. Звонят днем и ночью чтобы просто спросить, все ли у нас хорошо. А также благодарность хочется объявить всем остальным членам семей, которые волновались и болели за нас и с нетерпением ждали новостей о поездке.
В большой степени успех любой экспедиции зависит от качественной подготовки машины к различным испытаниям...
В связи с этим хочется выразить огромную благодарность и чувство признательности всем людям, оказавшим посильную помощь в этом непростом и долгом процессе.
А именно, Славе Шаману, который постоянно, по первой же просьбе появлялся в гараже со своей сваркой и выполнял огромное количество работ, зачастую затягивавшихся далеко за полночь. Ни один его шов не дал трещины или какой то слабины.
Так же огромный респект и благодарность Юрию Помаскину! Этот человек очень качественно и в срок, за совсем небольшие деньги перебрал нам редуктора с заменой главных пар 5,29, которые , не только без проблем молотили гати в топях 38"-ми Свамперами спущенными до 0,25 атм., но и без всякого гула и нагрева "разматывали" эти же Свампера на асфальте до 100-110 км/ч. Кстати, поведение машин на асфальте вполне нормальное, потому что схождение регулировал тоже Юрий, совершенно бесплатно, в виде спонсорской помощи ... :D
Еще, большое спасибо нашему председателю, Крузерштернищщщу!!!! За оперативные поставки тюнинговых компонентов, в очень короткие сроки и с очень ощутимыми скидками. Причем скидки не только на сами товары , но и на их доставку транспортными компаниями... :D
Ну и всем сочувствующим, помогавшим и словом и делом, инструментами , дифицитными материалами и услугами. Это и Алексис777, и Олеганыч, и Олег Сталкер и многие другие!!!
Всем вам, от лица всего состава экспедиции , большое человеческое спасибо!!!
Большое спасибо Денису Шиляеву (г. Томск) из клуба "Оффроадмастер" за то, что приютил нас на свем СТО и помог с ремонтом автомобиля и, главное, с запчастями.
Отдельная благодарность фирме "Электрон НВ" и ее директору Корзунину Сергею Викторовичу за скидку в 50% на пакет минут для спутниковой связи Iridium
Хочется поблагодарить Саленика Александра Владимировича, начальника правового отдела Усть-Илимской районной администрации за информацию о катинской дороге, за быстрое оформление пропуска ЧС и за разрешение воспользоваться его зимовьем.
А также большая благодарность вездеходчикам Максиму и Виктору. За то, что они без сна и отдыха круглогодично ездят по этому маршруту и возят груз. За то, что они помогли нам с топливом в Ванаваре. За то, что мы с ними посидели душевно на берегу Тунгуски.
|