Так-то парни уже давно выехали. Маршрут Тюмень - Мыс Челюскин. Пилоты - два известных человека: Дмитрий Кулик из Тюмени, корандовод (бывший правда) и Александр Ёлкин (нынешний муссовод). Сейчас экспедиция уже прошла Хатангу и приближается к озеру Таймыр. Это супер-пупер-мегакрутая поездка.
Если кому интересно, Новости здесь Спутниковый маячок здесь и здесь
Надоели обычные дороги. Надоели зимники, которые фактически те же самые дороги общего пользования, только сезонные. И вот решили мы замахнуться на нечто более серьезное. Точнее на тысячи километров абсолютно не хоженой снежной целины... Итак: 10 февраля из Тюмени стартует автомобильная экспедиция "Северная Земля" на двух стандартных грузовых автомашинах ГАЗ-33081 "Егерь". Экспедиция посвящена 70-летию годовщины покорения самой северной материковой точки Евразии автомобилями ГАЗ-АА НАМИ-1, а также 100-летней годовщине величайшего географического открытия ХХ века - открытия архипелага Северная Земля. Маршрут экспедиции: Тюмень - Новый Уренгой - Норильск - Хатанга - озеро Таймыр - Мыс Челюскин - архипелаг Северная Земля (попытка достижения максимальной северной точки) - Мыс Челюскин - озеро Таймыр - Хатанга - Норильск - Новый Уренгой - Тюмень.
Экспедиция включает в себя прохождение: Самого северного в мире леса Ары-Мас, Самых северных в мире гор Бырранга, Самого северного в мире настоящего озера Таймыр, Самой северной точки Евразии - Мыса Челюскин, Более 4000 км зимников, Более 3000 км не хоженой снежной целины, Порядка 11000 км общего пробега, Предполагаемое время на маршруте около двух месяцев.
На карте маршрут выглядит примерно так:
Состав экспедиции: 1. Еликов Александр (Ёлкин) - руководитель экспедиции, водитель, механик, г. Новый Уренгой. 2. Кулик Дмитрий - помощник руководителя, водитель, механик, г. Тюмень. 3. Кулик Алексей - штурман, фотограф, г. Санкт-Петербург. 4. Сказка Евгений - водитель, механик, врач, г. Лабытнанги. 5. Мороз Ирина - видеооператор, режиссер, г. Екатеринбург. 6. Чернова Оксана - штурман, завхоз, г. Новосибирск. 7. Веретенин Алексей - штурман, фотограф, г. Новосибирск. 8. Нестеров Валерий - штурман, механик, радист, г. Нижневартовск.
Нарисованный маршрут - это конечно же программа максимум. На острова Северной земли попасть будет крайне сложно. Зимы с каждым годом все теплее и в прошлом году пролив Вилькикого, отделяющий Мыс Челюскин от самого южного острова Северной Земли вообще не замерз и там всю зиму была открытая вода. Так что все будет зависеть от состояния тамошнего ледового поля в эту зиму. Раньше были такие годы, когда там вообще дорогу через пролив бульдозерами расчищали от Челюскина до бухты Солнечная (полярная станция). Мы таких иллюзий хоть и не питаем, но чем черт не шутит.)))
Сегодня был самый тяжелый день с момента выхода на маршрут. Метет без остановки, едем по азимуту по тундре, и места пошли очень холмистые: то пригорок, то канава, то спуск, то подъем. -36-38, очень сильный шквалистый ветер, думаю больше 15м/с с порывами до бесконечности. Ровным счетом ничего не видно - перед глазами только молочная пелена. Человека во время порывов ветра сбивает с ног, дверь машины - чуть не вырывает с корнем. Стихия, однако.
У меня забарахлил клапан впуска (впрыска): машина отказывалась заводиться. Но вроде победили.
КАМАЗы тоже не могут двигаться, где-то неподалеку на озере встали на ночевку. Им до базы еще км 80.
А мы встали на ночь на рыбацкой базе, прямо на льду. Там двое рыбаков. Потчуют рыбой в разных вариациях: строганина, соленая, жареная, сваренная... И еще рассказывают, что уже дня два белый медведь обхаживает кругами их базу. На улицу они из-за этого почти не выходят, или только вдвоем, чтобы второй был наготове прикрыть первого от зверя. Мы озадачились. Тоже теперь соблюдаем повышенную осторожность.
Саня Ёлкин вот говорит, что раз нас угощают таким разнообразием рыбных блюд, и в тепле ведутся разговоры о белых медведях, значит мы точно в Арктике!
Завтра планируем выдвинуться по льду озера в сторону реки Нижняя Таймыра. Посмотрим как пойдет. Тут уже встретились трещины: пока не очень большую поймали - 35-40 см, проскочили ее сходу. Но рыбаки говорят на озере есть и значительно больше трещины. Их не видно по ходу движения, только перед самыми колесами разве что, и то, если погода сопутствует. А когда пуржит... нужно смотреть в оба и ехать неспеша. Поэтому наш завтрашний маршрут не отличается длинным пробегом.
Всем большой привет!" El pueblo unido jamás será vencido! Пока мы едины - мы непобедимы!
Дата: Понедельник, 04.03.2013, 16:01 | Сообщение # 5
Клавиатурный джипер
Группа: Администраторы
Сообщений: 6673
Статус: Offline
03.03.2013 г. Новости от Дмитрия Кулика, 22:54 (МСК): "Вчера к ночи погода успокоилась, небо очистилось, и мы наблюдали нереальной красоты Северное Сияние! С утра выехали пораньше.
Погода очень неустойчивая: то солнце, то валит снег и резко налетает шквалистый ветер.
Мы вышли в более северную часть озера, дабы уйти от трещин. Однако, здесь лед оказался еще коварнее: под глубоким снегом прячутся острые заструги, которые уже вывели нам из строя три колеса. Благо покрышки целые, но чуть задел под снегом невидимый выступ - и все, разбортировался. Камеру зажевало, нужно ставить запаску. Такие заструги не страшны накачанным колесам, но тогда машина перестает ехать.
Сейчас встали на ночевку: бортируем колеса. То еще удовольствие при сильном ветре и температуре под -37. От ветра пытаемся закрыться кунгом второй машины: не особо спасает, но хоть что то. Заодно обсуждаем стратегию движения по такому интересному льду.
Соскучились по родным: передаем им всем горячий привет из северных широт но мы все еще полны сил и решимости идти до конца к своей цели. По прямой до мыса Челюскин примерно 360 км. На местности безусловно это расстояние будет гораздо больше." El pueblo unido jamás será vencido! Пока мы едины - мы непобедимы!
"Утро началось с ремонта сцепления на моей машине... категорически отказывались включаться передачи... Егерь снова решил устроить нам проверку на трезвый ум и здравую память с подтекстом: " а вам точно туда надо?!" Однако после решения пары конструкторских задач мы уговорили его ехать дальше а вскоре мы поняли его опасения...
После аккуратного прохождения озера мы все же вышли на реку Нижняя Таймыра. Это нереальной красоты пейзажи: сочетание горного ущелья и поистине весьма своенравной и бурной реки! И ее характер читается в каждом сантиметре пути: вздыбленный лед буквально танцует под колесами вперемешку с трещинами шириной по несколько метров и с такими же огромными провалами, готовыми проглотить целиком и нас, и Егеря в придачу...
Всех высадили из машин: ребята и девушки шли пешком, указывая дорогу. Я и Саша аккуратно маневрировали между лабиринтами торосов и трещин и держали открытыми двери, чтобы иметь возможность вовремя эвакуироваться.... На самом деле жутко: такое все мы видели впервые.... Одновременный восторг окружающих пейзажей и ужас ледяной белой бездны на грани фола... Добавлял эмоций и сильный ветер, поднимающий снежную пыль и роняя видимость иной раз до нуля.
Сейчас мы встаем на ночевку. Темнеет, и перемещаться становится очень опасно. К вечеру ветер стих, небо очистилось, и снова мы наблюдаем нереальной красоты Северное Сияние. С каждым разом оно становится все шире и объемнее, завораживая нас свой красотой.
Завтра нас ждет сложный участок (со слов местных рыбаков): река сужается, и ее бурный нрав вырывается наружу открытым течением даже в эту холодную пору. Также местами крупные валуны будут преграждать течение и наше движение. Вроде как можно попытаться проехать ближе к берегу. Есть информация, что дней пять назад по этому маршруту прошли несколько машин. Более подробных данных нет, как и связи с первопроходцами (до них и до нас, этим маршрутом,, вроде как, не ходили). Так что мы, в своем роде, будем тоже первооткрывателями этого пути.
Всем доброй ночи и до завтра!" El pueblo unido jamás será vencido! Пока мы едины - мы непобедимы!
Новости от Дмитрия Кулика и Александра Еликова, (19:21):
"Утро началось с бортирования колес: очень... очень большие торосы на русле. А чуть приблизишься к берегу-неимоверное количество снега. Да снега и на русле между торосами очень много. И при этом наст крайне твердый: невозможно выдернуть подзастрявший автомобиль: наст стоит крпкой стеной. Упираемся в наст, выходим, копаем, объезжаем, снова копаем. Копали даже девушки сегодня...!
Медленно и тяжело, но все же еще один участок пути мы преодолели и вышли к слиянию рек Нижняя Таймыра и Траутфеттер. Здесь и встали на ночевку.
Много следов зверей везде: особенно Росомахи. И еще видели следы двух полярных волков.
Да, передаем большой привет Герману из Тюмени и сообщаем: мы заложили тайник по его просьбе в пещере Миддендорфа!
Ну а теперь спать! С первыми лучами снова отправляется в путь. До основного побережья примерно 200 км еще."
"В 6 км от устья речки Траутфеттер находится пещера Миддендорфа, где 27-летний русский путешественник и исследователь Сибири провёл 18 тяжелейших в своей жизни дней.
А.Ф. Миддендорф оказался здесь в 1842 г. В июле он с четырьмя спутниками на самодельной лодке спустился по реке до озера Таймыр, где проводил основные исследования растительного и животного мира. К концу лета собранную коллекцию отправили на базу, а Миддендорф вместе с исследователем В.Вагановым через ущелье в открытых ими горах Бырранга спустились по Нижней Таймыре до Карского моря. Почти под 75 о с.ш. Они обнаружили скелет мамонта и тем же путём вернулись к озеру Таймыр. Здесь Миддендорф заболел. Он настоял, чтобы его спутники пешком отправились отыскивать «оленных» эвенков, а сам остался их ждать в полном одиночестве. Его уложили на шкуры в пещере, единственном укрытии в этих местах. Сухари были уже почти съедены, оставались лишь крошки от бульонных кубиков. Наступил день, когда и они закончились. Пока были силы, он приводил в порядок записи, карты, зарисовки. Морозы ужесточились. Учёный быстро слабел. Но удивительна воля к жизни у этого человека! 19 сентября Миддендорф почувствовал себя лучше, больше не терял сознания. Ему даже удалось развести маленький костёр и растопить снег в оловянной кружке. У него была банка со спиртом, в которой хранились зоологические находки, и вот только теперь, на краю жизни, он решил пожертвовать ими - другого выхода не было. Выпив спирт, разведённый водой, учёный уснул, а наутро сил прибавилось настолько, что он смог с ружьём отправиться на охоту. Его ждала удача: он застрелил двух куропаток. Вскоре весело пылал костёр и в котелке варился суп. На 15-й день учёный решил, что за ним не вернутся, и направился на юг. Через три дня его подобрал появившийся с самоедами В.Ваганов.
Миддендорф - не единственный, кто обязан спасением этой маленькой пещере. Столетием раньше в ней укрывался заболевший Харитон Лептев, а в 1929 г. она давала приют ещё одному исследователю Таймыра - Н.Н. Урванцеву (он-то и дал в своих отчётах пещере имя Миддендорфа). В 1992 г. Во время транстаймырского лыжного перехода в пещере двое суток пережидала пургу экспедиция Красноярской академии путешествий под руководством А. Васильева
"Выдвинулись сегодня рано утром: в 6:00 уже начали движение. Русло забито снегом, торосы нереальных размеров -двигались медленно, старались выбираться на бугры, лопата стала нашим другом Примерно после обеда выбрались на ровный лед-русло стало шире.
Сейчас выехали из реки и находимся в Таймырской губе Карского моря. Пересекли 76-ю параллель.
Сегодня, кстати, у нас второй день с начала экспедиции, когда мы не надевали робы и не ремонтировали наши автомобили!
Впереди у нас полуостров, встали на ночь как раз в его начале. Завтра будем решать как двигаться дальше: по периметру полуострова или по суше, срезая диаметром путь. Очень сложная ледовая обстановка, если идти периметром по берегу: высокие, возможно непреодолимые для нашей техники, торосы у берега. При этом, если углубляться в море-высок риск тонкого льда. На суше свои проблемы: горный массив и сложный рельеф для пересечения.
Погода как обычно неустойчивая: -35 в среднем, но дует сильный ветер. До обеда было "молоко", потом прояснилось и вышло солнце. Но ветер не прекращается. В кабине такой ветер выдувает тепло. Но в спальниках-ничего, не мерзнем ну а в кунге-совсем хорошо!
Очень много следов животных, и еще встретили стадо диких оленей. Местные говорили, что если увидите оленей-значит рядом медведи. Девчонки попросили закрыть кунг на ключ на всякий случай. Хотя в том молоке, в котором мы встретили оленей-медведь нас вряд ли увидел бы
Все-таки по прошествии русла реки мы все остались под ярким впечатлением Нижней Таймыры. Очень могучая река, и характер у нее своенравный: видно спуски, подъемы, пороги -и прямо чувствуешь, как она бушует подо льдом... И все это в необыкновенно живописном ущелье... Безумно красиво!!!!
Отдельное спасибо и теплые приветы хотим передать всем, кто болеет за нас и переживает: без Вашей поддержки нам было бы тяжело. А с Вами-мы все еще едем и стремимся к цели!" El pueblo unido jamás será vencido! Пока мы едины - мы непобедимы!
"Сегодня у нас неудачное начало дня: не успели тронуться-как у меня развалилась коробка передач. И нет запасной, только раздатка в запасе... Это последствия того, что основная нагрузка пришлась на первый автомобиль, пробивающий путь через лед, тяжелый наст и переметы.
В очередной раз нас очень выручил Александр Понеделко. КПП на момент нашего звонка уже была им куплена в Красноярске и направлена в Хатангу.
Потом долго думали, как будет правильнее поступить дальше. Теоретически что до мыса Челюскин, что до оз.Таймыр примерно одинаково хода. При этом точно знаем, что на озеро 1раз в месяц ходит колонна КАМАЗов и можно обратиться за помощью к ним доставить нам КПП. Также появился вариант доставки из Хатанги КПП вертолетом. Юрий Жданов, главный вертолетчик Таймыра, в ближайшее время планирует вылететь на Архипелаг и готов по пути на острова в любом месте спустить нам запчасти с воздуха.
Долго совещавшись, мы все же решили идти на мыс Челюскин на жесткой сцепке. Конечно идти в таком варианте по побережью со сложным рельефом невозможно. Поэтому решили выбираться на море и огибать полуостров вдоль берега.
Самое сложное было выбраться из Таймырской губы: торосы были выше машин! Приходилось прорубать путь ледорубами, местами выпиливали лед пилой, пытались объезжать... В итоге нам удалось выйти на более-менее ровный лед в открытое море. Идем в зоне видимости береговой линии на удалении примерно километр. Торосы то прижимают нас к берегу, то выталкивают дальше в море... Пробуем толщину льда бурами: должен держать две машины. Но на всякий случай в карманах все документы и пара банок тушенки, под рукой теплые вещи, спутниковый телефон и ...открытые двери на сомнительных участках, чтобы можно было выскочить из машины. Риск повышается в связи с тем, что если лед подломится мы теряем сразу оба автомобиля. Идем очень аккуратно. Самый сложный участок был в районе мыса Оскара, как нас и предупреждали местные.
Мы прошли в жесткой сцепке примерно 50 км. Пока все в порядке.
Еще раз огромное спасибо хотим сказать Александру Понеделко за помощь!
А еще передаем поздравления с наступающим женским днем в первую очередь нашим мамам и женам! И конечно же всем девушкам и особенно нашим читательницам! Желаем Вам романтичной и чистой любви на все времена, радостных улыбок и добрых событий! Всегда оставайтесь такими привлекательными, женственными и желанными и нами любимыми! Всем большой привет!!!!!" El pueblo unido jamás será vencido! Пока мы едины - мы непобедимы!
Тащить на жесткой сцепке, на мой взгляд, не верно, могут и вторую машину кончить. Думаю на мягком тросе лучше было бы. А в общем молодцы ребята, с хорошими деньгами подошли к организации и, видимо, хорошим запасом по времени располагают, красавцы! Болею за них! А как они выходят в интернет если там нет ни какой связи!? Ставлю свой старый Colt против склянки пива,что 4х4-это диагноз,и черт меня побери со всеми моими кишками если это не так! Можете отнести мои слова в банк...
Тащить на жесткой сцепке, на мой взгляд, не верно, могут и вторую машину кончить. Думаю на мягком тросе лучше было бы. А в общем молодцы ребята, с хорошими деньгами подошли к организации и, видимо, хорошим запасом по времени располагают, красавцы! Болею за них! А как они выходят в интернет если там нет ни какой связи!?
Со спутника конечно выходят. А как без жесткой ехать, если вторая машина не едет вообще? Запас у них 2.5 месяца и идут они пока по графику El pueblo unido jamás será vencido! Пока мы едины - мы непобедимы!
Новости от Дмитрия Кулика и Александра Еликова, 19:20 (МСК):
"Прежде всего еще раз поздравляем с всех девушек с весенним праздником и желаем любви, добра, тепла и счастья!!!
Ну а мы сегодня проехали еще примерно 80 км. До мыса Челюскин остается примерно 135 км. Очень холодно: -40 -45 и сильный ветер.
Когда вышли-радовались более или менее ровному льду. А потом торосы нас вытолкнули на несколько километров от берега. И не было ни конца им ни края даже на таком расстоянии. Трещины же на таком удалении уже наполнены водой, и мы плавно снова стали пытаться идти ближнее берегу.
У нас закончилась пресная вода. Сейчас топим снег, причем свежий и с верхнего слоя, потому что чуть более глубоко копнешь, и снег уже имеет соленый вкус.
В заливе Толля очень много следов медведей. Особенно среди торосов, когда мы блуждали, видели прямо свежие их следы! Но самих медведей так и не увидели. Зато когда прижались к берегу, увидели стадо овце-Быков!! Даже поехали за ними: догнали, пофотографировали. А они когда уткнулись в тупик и поняли, что дальше бежать некуда, развернулись и встали грозно в боевые стойки :)!!! Очень интересные животные.
На ведущем ГАЗоне вытекла жидкость гидроусилителя: руль теперь почти невозможно повернуть. А на моем автомобиле оторвали бампер, пока прыгали по торосам.
Завтра с утра будем приваривать крепления к бамперу. Надеемся после обеда сможем двинуться дальше.
По последним данным КПП прибудет в Хатангу 12 марта, а вертолет вылетает на острова 13 марта. Очень надеемся, что к этому времени сможем добраться до мыса Челюскин.
Да, совсем забыли вчера рассказать: мы все воочию видели вечную мерзлоту как раз в месте вчерашней ночевки. Видимо обвалилась часть берега, и мы видели слоеный пирог из глины и льда! Ровно такой же, как в музее вечной мерзлоты в Игарке. Я даже попробовал лизнуть и примерз тут же :)))))" El pueblo unido jamás será vencido! Пока мы едины - мы непобедимы!
Мне тут дней 5 назад снилось, что я на самолете полетел в Хатангу и присоединился к ним Слежу за экспедицией и прикидываю шансы на что-то подобное в ближайшие годы El pueblo unido jamás será vencido! Пока мы едины - мы непобедимы!
Шевген, С вертушкой не забудь договориться KZJ78 Борт 21 Мы знаем короткую дорогу... на Кару drive2.ru/l/453660697717375944/ на Вайчач https://goo.gl/photos/N5ytPNcSC8CVLr2b9
. А как без жесткой ехать, если вторая машина не едет вообще?
Я же сказал,на мягком тросе проще тащить, двигатель то у второй машины исправен, а значит рулевой усилитель, тормозная система и отопитель работают, значит во второй машине может сидеть и управлять пилот, что бы не напрягать эти системы у тягача, ведь они расчитаны на вес только одной машины и гибкий трос позволяет более мягко распределять нагрузки на трансмиссию, рулевое и тормозную систему тягача. Они ведь едут не по асфальту, по пересеченке тащить на жестком галстуке тяжелый грузовик, который мог бы сам подруливать и подтормаживать где надо- ИМХО ЭТО ОШИБКА!
Мы тут рассуждаем, сочувствуем, а ребята в это время реально рубятся по взрослому... Завидую им... болею за них... Удачи им! Ставлю свой старый Colt против склянки пива,что 4х4-это диагноз,и черт меня побери со всеми моими кишками если это не так! Можете отнести мои слова в банк...
Дата: Воскресенье, 10.03.2013, 10:52 | Сообщение # 20
Клавиатурный джипер
Группа: Администраторы
Сообщений: 6673
Статус: Offline
09.03.2013
Новости от Дмитрия Кулика, 19:37 (МСК):
"Мы вышли на берег. За весь день удалось пройти примерно километров 10.
С утра начали ремонт автомобилей: пока бампер мне закрепили, потом на второй машине ремонтировали гидроусилитель: трубку сняли, запаяли, и тут лопнул шланг... Его уже делать будем завтра. Потом пришлось еще на Сашиной машине перебирать стартер. За это время машина остыла и мы еще потратили много времени на ее разогрев. Температура держится в районе -40 и сильный ветер. Ближе к вечеру машину завели и потянули наш "паровозик" дальше.
По морю очень большие торосы и переметы. Двигаться там невозможно. Поэтому решили выйти не берег. Тоже задача оказалась нетривиальной: для реализации этого решения пришлось всем нам на длительное время взяться за лопаты. Выкопали тоннель шириной метра полтора, длиной метров 20- иначе попасть на берег не было никакой возможности.
Берег местами пригодный для нашей езды: снег выдувается ветром и можно спокойно ехать; а местами в низинках встречаются переметы, и тогда снова лопаты и разработка тоннелей.
Видели вытоптанную поляну овцебыками, как раз видимо тем стадом, что мы повстречали не так давно.
Пока это все новости. Завтра как обычно выйдем на связь. Всем привет!" El pueblo unido jamás será vencido! Пока мы едины - мы непобедимы!
Дата: Воскресенье, 10.03.2013, 17:13 | Сообщение # 21
Клавиатурный джипер
Группа: Администраторы
Сообщений: 6673
Статус: Offline
10.03.2013
Новости от Дмитрия Кулика и Александра Еликова, 12:40 (МСК):
"Поднялась метель. Проехали совсем немного, снова оторвали бампер. Прошли мыс Стерлигова: 76*53'54 / 101*00'36.
В сцепке идти никак не возможно. Очень сложный рельеф местности: по одной машины проедут нормально, но в сцепке мы можем изломать ведущий автомобиль. Уже стало выбивать пониженный ряд передач. Самостоятельно машина едет, но как только присоединяешь второй автомобиль-все...начинает закапываться и движение становится практически невозможным.
Решили ждать вертолет с КПП здесь на месте. Держим с ним связь: дня через 2-3 он должен прилететь.
Завтра позвоним расскажем как прошел день. Всем привет" El pueblo unido jamás será vencido! Пока мы едины - мы непобедимы!
Дата: Воскресенье, 10.03.2013, 18:51 | Сообщение # 23
Генерал-майор
Группа: Друзья
Сообщений: 1791
Статус: Offline
Цитата (Шевген)
В сцепке идти никак не возможно. Очень сложный рельеф местности: по одной машины проедут нормально, но в сцепке мы можем изломать ведущий автомобиль. Уже стало выбивать пониженный ряд передач. Самостоятельно машина едет, но как только присоединяешь второ
Это я и имел в виду, и этого опасался говоря о движении по пересеченке на жесткой сцепке. Да, не легко им, но они справятся, я лично знаю Елкина, это "тертый калач" и думаю что там вся команда подстать! Удачи им!!! Ставлю свой старый Colt против склянки пива,что 4х4-это диагноз,и черт меня побери со всеми моими кишками если это не так! Можете отнести мои слова в банк...
Сообщение отредактировал Двенадцатый - Воскресенье, 10.03.2013, 18:52
Дата: Понедельник, 11.03.2013, 23:03 | Сообщение # 24
Генерал-майор
Группа: Друзья
Сообщений: 1791
Статус: Offline
Шевген, не томи, какие там новости с Таймыра!? Ставлю свой старый Colt против склянки пива,что 4х4-это диагноз,и черт меня побери со всеми моими кишками если это не так! Можете отнести мои слова в банк...